in

BMW M3 E30

В 2004 году журнал Sports Car International поместил E30 M3 на шестое место в списке лучших спортивных автомобилей 1980-х годов (Top Sports Cars of the 1980s).

BMW M3 (E30)
BMW M3 (E30)

Первые автомобили BMW M3 E30 были разработаны на основе поколения E30 3-й серии и производились в период с марта 1986 по июнь 1991 года. Большинство из этих автомобилей выпускались в кузове купе, но в ограниченных количествах были выпущены и кабриолеты.

BMW M3 E303 многим отличались от модельного ряда E30. Использовался один и тот же кузов, но 12 кузовных панелей были уникальными для автомобилей M3 — их изменения улучшали аэродинамику, а цельные колёсные арки позволяли установить более широкие колёсные пары и более крупные колёса и шины. Единственными общими элементами кузова между “гражданской” 3-й серией и  M3 были капот, крыша, люк и внутренние дверные панели.

Элементы тормозной системы: суппорт, вращающийся элемент и главный цилиндр в моделях M3 отличались от тех, что были установлены в E30.

Коробкой передач была 5-ступенчатая механическая Getrag 265. Европейские модели были оснащены зеркальной КПП с близкими передаточными числами и передаточным отношением 1:1 для пятой передачи. В североамериканских моделях использовался стандартный набор передач с большим расстоянием между ними и с повышенной пятой передачей. Дифференциал с повышенным сопротивлением был стандартом.

Официальная снаряжённая масса купе M3 1986 года была 1165 кг, у кабриолета M3 1988 года она составляла 1360 кг.

В 2004 году журнал Sports Car International поместил E30 M3 на шестое место в списке лучших спортивных автомобилей 1980-х годов (Top Sports Cars of the 1980s). В 2007 году E30 M3 включили в число «5 лучших автомобилей всех времён» списка 25 лучших автомобилей всех времён (25 Greatest Cars of All Time) журнала Automobile Magazine.

Двигатель BMW M3 E30

В E30 M3 был установлен четырёхцилиндровый мотор BMW S14. Этот высокооборотный двигатель с двумя распределительными валами (DOHC) был оснащён головкой блока цилиндров, которая была похожа на ту, что использовалась на шестицилиндровом BMW S38, блок же был взят с четырёхцилиндрового двигателя BMW M10.

BMW M10
BMW M10

В тех странах, где автомобили M3 продавались с каталитическим конвертером, первые модели имели мощность 143 кВт (192 л.с.) и развивали скорость до 235 км/ч. В странах, где использование каталитического конвертера не было обязательным, двигатель выдавал мощность в 149 кВт (200 л.с.).

В сентябре 1989 года, европейские автомобили BMW M3 E30 получили увеличенную мощность до 158 кВт (212 л.с.) (впервые обновление появилось в автомобилях ограниченной серии Ravaglia), это увеличивало максимальную скорость до 240 км/ч.

Подвеска

Отличия от стандартных E30 моделей:

  • 5-болтовые ступицы;
  • расположение втулок рычага управления в передней подвеске для увеличения кастора;
  • алюминиевый рычаг управления;
  • изменённая стойка передней оси со шкворнем на болтах и стабилизатором поперечной устойчивости, похожая на решение, применяемое в E28 5-й серии;
  • подшипники переднего колеса и болты тормозного суппорта из E28 5-й серии.

Специальные выпуски BMW M3 E30

Evolution

Спортивная модель “Evolution” (также известная как “EVO2”) была представлена в 1988 году, обладала мощностью 162 кВт (217 л.с.). Другие изменения включали больший размер колёс (16 на 7.5 дюймов), более тонкие задние и боковые стёкла, облегчённую крышку багажника, более глубокий передний сплиттер и дополнительный задний спойлер.

Sport Evolution

Более лёгкая и мощная модель “Sport Evolution” (иногда называемая “EVO3”) была выпущена в ограниченном количестве — 600 автомобилей. Двигатель имел объём 2467 см³ и обладал мощностью 175 кВт (235 л.с.) при 7000 об/мин и крутящим моментом 240 Н·м при 4750 об/мин. Максимальная скорость была увеличена до 249 км/ч. Модели Sport Evolution получили увеличенную решётку радиатора, универсальные регулируемые передний сплиттер и заднее крыло. Противотуманные фары были заменены воздухозаборниками.

Выпуски Ravaglia и Cecotto

Автомобили ограниченных серий Ravaglia и Cecotto были выпущены в апреле 1989 года. Оба выпуска были названы в честь гонщиков Немецкого кузовного чемпионата (Deutsche Tourenwagen Meisterschaft, DTM). Мощность была увеличена до 158 кВт (212 л.с.) с каталитическим конвертером.

Прототип M3 Pickup

В 1986 году BMW представили прототип пикапа “M3 Pickup” на основе кабриолета этой серии. Его кузов был более узким, чем у остальных моделей E30, а двигателем изначально была двухлитровая версия S14, такая же как в итальянских моделях M3. Около 26 лет его использовали для транспортировки, пока не перестали выпускать в 2012 году.

Объём производства

Выпуск E30 M3 завершился в начале 1992 года, по подсчётам было произведено от 16202 до 19629 автомобилей.

Автоспорт

E30 M3 участвовали в различных видах автоспорта и были крайне успешны в кузовных автогонках. E30 M3 соревновалась в гонках Группы A, соревнуясь с такими автомобилями, как, например, Mercedes-Benz W201 190E. В гоночной модификации двигатель объёмом 2,3 литра автомобиля M3 1988 года обладал мощностью в 224 кВт (300 л.с.) без наддува. E30 M3 5 раз выигрывали в гонках 24 часа Нюрбургринга(в 1989, 1990, 1991, 1992 и 1994 годах) и 4 раза в гонках 24 часа Спа (в 1987, 1988, 1990 и 1992 годах), зачастую соревнуясь с автомобилями с гораздо большим объёмом двигателя и турбонаддувом.

BMW M3 Evolution

Чтобы автомобили оставались конкурентоспособными в условиях ежегодно меняющихся правил омологации, были выпущены особые версии. В их число входили Evo 1, Evo 2 и Sport Evolution с такими улучшениями, как повышенная аэродинамика, более высокие кузовные арки (позволяющие вместить 18-дюймовые колёса для DMT гонок), увеличенные воздухозаборники и высокая мощность. С началом использования 2,5-литрового двигателя Evolution в гонках в 1990 году мощность была увеличена до 283 кВт (380 л.с.).

M3 E30 также была и раллийным автомобилем. Модели, подготовленные командой Prodrive, участвовали в различных национальных чемпионатах и этапах Чемпионата мира по ралли между 1987 и 1989 годами. В поздние годы автомобили на основе M3 были оборудованы 6-ступенчатыми коробками передач. Они выдавали мощность в 220 кВт (295 л.с.). На неровных поверхностях M3 плохо выдерживали конкуренцию с полноприводными автомобилями, но были успешны на асфальте. Самым известным примером была победа в Тур де Корс в 1987 году, за рулём сидел гонщик Бернар Беген.

Чемпионаты и победы M3 E30

  • World Touring Car Championship; 1 победа (1987)
  • European Touring Car Championship; 2 победы (1987 и 1988)
  • British Touring Car Championship; 2 победы (1988 и 1991)
  • Italia Superturismo Championship; 4 победы (1987, 1989, 1990 и 1991)
  • Deutsche Tourenwagen Meisterschaft; 2 победы (1987 и 1989)
  • Australian Touring Car Championship; 1 победа (1987)
  • Australian 2.0 Litre Touring Car Championship; 1 победа (1993)
  • Australian Manufacturers’ Championship; 2 победы (1987 и 1988 – обе были разделены с другим участником)
  • AMSCAR Series; 2 победы (1987, 1991)
  • Irish Tarmac Rally Championship; 1 победа (1990)

Photo of BMW M3 Evolution: Darren

Алексей Гапеенко

Материал подготовил Алексей Гапеенко

Автор BMW3BLOG.

По всем вопросам можно писать: alexey@gapeenko.ru или в социальные сети.

Оцените материал?

10 балла
Upvote Downvote

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading…

BMW 3-й серии F34 Gran Turismo

BMW 3-й серии F34 Gran Turismo

BMW F30 320d

BMW F30 320d