Alpina GmbH + Co. KG (полное название Alpina Burkard Bovensiepen GmbH + Co. KG). Это немецкий производитель автомобилей, базирующийся в городе Бухлоэ в Баварии.

В компании Alpina активно занимались тюнингом и производством гоночных версий моделей BMW ещё с 1960-х годов. В 1978 году они стали производителем пассажирских автомобилей, базирующихся на продуктах BMW AG. С 1983 года эта компания, расположенная в городе Бухлоэ в районе Осталльгой в Баварии, была зарегистрирована в качестве официального автопроизводителя в транспортном управлении, находящемся в городе Фленсбург.

Офис компании Alpina в Бухлоэ
Офис компании Alpina в Бухлоэ

В 2003 году оборот Alpina составил 60 миллионов евро, 80% которого приходилось на автомобильное подразделение. В том году было выпущено 940 моделей. В 2004 году в компании работало 150 сотрудников, в 2008 – 185, а в 2017 – более 250.

В 2007 году компания выпустила более 1 400 автомобилей впервые в своей истории. В 2014 их количество составило около 1 700 штук, а их продажи – 90 миллионов евро. Около 600 автомобилей были проданы в Германии, ещё около 400 – в США и Японии. Alpina — семейный бизнес. Второй источник заработка семьи – вино.

История компании Alpina и автомобили

Официально Alpina была основана 1-го января 1965 года. Основатель, Буркард Бовензипен (1936 года рождения), всё ещё управляет менеджментом в компании – в его команду также входят его сыновья Андреас и Флориан. Отец Буркарда Бовензипена управлял компанией, выпускавшей офисную технику, которая тоже называлась Alpina.

Модели Alpina базируются на автомобилях марки BMW, но компания модифицирует шасси, тормоза, интерьер и прочие детали. Однако, самое главное отличие кроется в моторах – агрегаты Alpina тоже основаны на продуктах BMW, в которые вносится ряд изменений.

BMW Alpina 3.0 CSL (1974), за рулём гонщик Хельмут Кёниг. © Photo Lothar Spurzem

Автомобили Alpina сейчас собираются на заводах BMW. Представители Alpina поставляют туда компоненты, а потом получают собранную модель, которую они уже сами подготавливают к отправке клиенту. Помимо Германии, в число важных рынков для компании входят Великобритания, Япония и Ближний Восток.

Тюнинг Alpina

С 1963 года по 1977 Alpina занимались тюнингом автомобилей. BMW давали компании полную заводскую гарантию. Эта кооперация с BMW AG до сих пор остаётся ключевым фактором в способности компании занимать рыночную нишу в секторе пассажирских автомобилей.

Началом истории модификации автомобилей BMW стал набор для BMW 1500 семейства Neue Klasse. Следующим автомобилем, популярным для тюнинга стал BMW 02 серии. Также огромной популярностью пользовались шестицилиндровые модели: BMW E3, BMW E9, а позднее BMW поколения E12 и BMW E21) для модификации. Изменения вносились или Alpina, или дилерами BMW. Однако же, все детали были доступны и отдельно. И поэтому было сложно сказать, когда и в каком месте было внесено изменение в автомобиль. Все модели с четырёхцилиндровым двигателем (на тот момент это был агрегат BMW M10) имели в названии букву (индекс) A, автомобили с шестицилиндровыми двигателями малого объёма – букву C (например, агрегат BMW M20), а модели с крупными шестицилиндровыми двигателями (BMW M30) – индекс B.

Двигатель Alpina A4S был модификацией четырёхцилиндрового агрегата BMW M10 из автомобиля BMW 2002 tii. У него был 300-градусный распредвал и модифицированный механизм клапанов и коленвала, индивидуальная дроссельная система (механический инжектор Kugelfischer с одним дроссельным клапаном на цилиндр). Результатом модификаций была мощность в 129-147 кВт вместо стандартных 96 кВт, достигаемых с помощью центрального дроссельного клапана. Оно, конечно, зависело от распредвала (а без кованых поршней, например в случае Alpina A4 с 300-градусным распредвалом – мощность была около 118 кВт). Также в результате получались хорошие выхлопные показатели.

M10 BMW 2002 tii Alpina A4 с инжектором от Kugelfischer и одинарным дросселем от Alpina
M10 BMW 2002 tii Alpina A4 с инжектором от Kugelfischer и одинарным дросселем от Alpina

Даже та версия двигателя Alpina A4, что имела мощность 118 кВт, легко уделывала на трассе Нюрбургринга Нордшляйфе турбированную версию BMW 2002, которая «на бумаге» была мощнее – 125 кВт. Во всяком случае, у модели не оставалось шанса в трёх видах тестирования – самого автомобиля, его двигателя и спортивном тесте. Это явно доказывало возможности автомобилей Alpina того времени.

Появление этой системы с одинарным дросселем собственного производства, по сути обозначило переход компании из тюнинг-ателье в автопроизводителя. С тех пор эта система была изображена на левой половине логотипа Alpina, в то время как на правой был показан коленвал. До этого же логотип состоял из карбюратора слева и распредвала справа – именно с работы над этими деталями в BMW 1500 родилась сама компания.

В ту эпоху были доступны самые различные уровни тюнинга – от слегка улучшенных серийных автомобилей до гоночных решений, с которыми Alpina сами участвовали в соревнованиях.

Alpina и автоспорт

Работая совместно с BMW M – подразделением, которое до сих пор выпускает M-автомобили, была разработана модель BMW 3.0 CSL по причине гомологации в соревнованиях в ранних 1970-х годах.

В 1960-х и 1970-х автомобили компании успешно участвовали в международных гонках легковых машин. За рулём их моделей сидели и такие знаменитости, как Ники Лауда и Дерек Белл. В 1987 и 1988 годах автомобили компании приняли участие в чемпионате Германии среди легковых автомобилей Deutsche Tourenwagen Masters (DTM). В конце 2007 года в компании анонсировали желание вернуться в автоспорт с моделью, разработанной на базе B6S. Автомобиль должен соответсововать требованиям FIA GT3, и начать участие в Европейском чемпионате FIA GT3 и ADAC GT Masters. Эта модель с названием Alpina B6 GT3 была представлена в 2009 году, а в 2011 позволила Александросу Маргаритису и Дино Лунарди победить в ADAC GT Masters.

BMW Alpina B7 Turbo Coup 1984 года. © Photo Richiguada

Первые модели, выпущенные компанией уже в роли автомобильного производителя, были Alpina B6, C1 (обе базировались на первом поколении 3-й серии – BMW E21) и B7 Turbo (в основе лежал BMW 5-й серии поколения E12, а позже –  6-я серия E24 и 5-я серия E28). Также была выпущена четырёхдверная версия B7 Turbo с двигателем объёмом 3 литра и мощностью в 221 кВт (296 л.с.) – это был самый быстрый седан в мире на момент выпуска. Позже появилась так же модель B7S Turbo с объёмом двигателя 3,5 литра и мощью 243 кВт (325 л.с.).

Текущий модельный ряд Alpina

МодельБаза
BMW Alpina D3 S (Diesel)BMW 3 Series ( G20 )
BMW Alpina D3 S (Diesel)BMW 3 Series ( G21 )
BMW Alpina B3BMW 3 Series ( G20 )
BMW Alpina B3BMW 3 Series ( G21 )
Alpina XD3 Quad-Turbo (Diesel)BMW X3 ( G01 )
Alpina XD4 Quad-Turbo (Diesel)BMW X4 ( G02 )
Alpina D5 S Tri-Turbo (Diesel)BMW 5 Series ( G30 )
Alpina B5 Bi-TurboBMW 5 Series ( G30 )
Alpina B7BMW 7 Series ( G12 )
Alpina XB7BMW X7 ( G07 )

Другие продукты

Пожалуй, самый известный продукт компании (а также любимая модель её основателя Буркарда Бовензипена) это Alpina B10 Bi-Turbo, в основе которой лежала модель BMW 535i поколения E34. Она была представлена в 1989 году, её максимальная скорость была свыше 290 км/ч, а автомобиль был самым быстрым серийным седаном в мире.

Автомобиль выдавал 265 кВт (355 л.с.) мощности (BMW 535i поколения E34 выдавал всего 155 кВт/208 л.с.) даже при высоких температурах снаружи. Поль Фрерь, знаменитый автогонщик и журналист, писал в журнале Road & Track о модели следующее: «Да, это автомобиль. Это лучший четырёхдверный автомобиль в мире».

BMW Alpina B10 3.5 © nakhon100

Ещё одной особой версией был автомобиль B6 3.5 S, выпущенный в количестве всего 62 экземпляров. Под капотом скрывался 3,5-литровый шестицилиндровый двигатель мощностью в 187 кВт (254 л.с.).

В 1990-х годах Alpina выпустили много удачных моделей, особенно Alpina B8. Инженеры компании соорудили двигатель мощностью 232 кВт (245 кВт в более поздней версии), объёмом 4 или 4,6 литров. Он базировался на двигателе BMW M60 и был восьмицилиндровым, при этом занимая корпус шестицилиндровоого. Автомобиль B8 с двигателем 4,6 был выпущен в количестве 221 штук в период с января 1995 года по ноябрь 1998 года.

BMW ALPINA XB7 2021. © Photo ALPINA

Распределение по типам кузова было следующим: 93 седана, 78 купе, 23 кабриолета и 27 универсалов. Первый дизельный автомобиль – D10 Biturbo (мощностью 180 кВт) был представлен на Женевском Автосалоне в 1999 году. Вторая модель была выпущена осенью 2005 года и носила название D3. Мощность её базовой версии была 147 кВт, а автомобиль базировался на BMW 320d. Его наследник – модель D3 Biturbo – имела мощность в 157 кВт. На данный момент модельный ряд состоит из моделей D3 S, B3 Biturbo, D5 S, B5 Biturbo, XD3 , XD4, XB7 и B7.

Отличительные особенности

Говоря об экстерьере, модели этого бренда можно узнать по фирменным 20-спицевым дискам, отличительным передним и задним спойлерам и фирменным декоративным полоскам. Они приклеиваются к автомобилю, крепясь за его передний спойлер, и имеют золотистый или серебристый цвет – в зависимости от предпочтений клиента.