BMW M - Logo

BMW M GmbH – подразделение компании BMW, было сформировано в 1972 году, и изначально называлось BMW Motorsport GmbH. Структура занимается производством нестандартных автомобилей и мотоциклов компании.

Именно в этом подразделении выпускаются высокомощные модели автомобилей BMW. Помимо, BMW M ответственны за кастомизацию этих моделей (программа BMW Individual) и занимаются организацией водительских курсов для BMW (BMW Driving Experience). Цена автомобилей BMW M существенно выше аналогичных моделей из стоковой линейки. Тем не менее, на вторичном рынке эти автомобиле имеют повышенный спрос.

История появления бренда

Одним из первых продуктов M GmbH был успешный автомобиль BMW 3.0 CSL – более легковесная версия BMW E9, сделанная не без помощи Alpina. Инженеры BMW хотели выпустить спорткар для автогонок, базирующийся на концепт-каре BMW Turbo, показанном в 1972 году.

На тот момент в мире автомобильных соревнований доминировали итальянские производители, поэтому в BMW планировали разработать модель с участием Lamborghini. Но различные сложности привели к тому, что от этой идеи отказались, а сотрудники BMW решили самостоятельно разработать этот автомобиль. Так в 1972 году было основано подразделение BMW Motorsport GmbH, получившее позже название BMW M.

Как разблокировать и завести BMW при нерабочем ключ-брелоке

Логотип BMW M имеет три цвета: голубой, синий и красный. Это не просто цвета, они обусловлены историческими ключами. Так, голубая полоска – это цвет с герба и флага Баварии, а вот красный цвет – фирменный элемент нефтяной компании Texaco. В 70-е годы прошлого века они были главным спонсором гоночной программы BMW. Синий же цвет – результат смешивания красного и голубого. В 1980-х сотрудничество BMW и Texaco закончилось, однако BMW выкупили права и оставила красный цвет в лого, который сегодня известен каждому.

BMW M3 G80
BMW M3 G80

Йохен Неерпаш руководил подразделением с 1973 года по 1979. Его коллега Мартин Браунгарт, который также был сооснователем компании весной 1972 года, был техническим директором BMW Motorsport GmbH с 1972 по 1979 годы,а с 1977 по 1979 годы стоял во главе разработки дорожного автомобиля BMW M1, на основе которого потом и должна быть выпущена гоночная версия, описанная выше.

Руководители подразделения BMW M GmbH

  • Адольф Проммерсбергер – занимал должность с января 1994 года по ноябрь 2003-го;
  • Ульрих Брюнке – с  1 декабря 2003 года по 31 января 2007;
  • Людвиг Виллиш – 1 января 2008 года по 6 мая 2009;
  • Кай Сейлорс – с 7 мая 2009 года по 30 апреля 2011;
  • Фридрих Нитшке – 1 мая 2011 года по 31 декабря 2014;
  • Францискус ван Меел – 1 января 2015 по 30 сентября;
  • Маркус Флаш – с 1 октября 2018 по настоящее время.

В 1992 году BMW Individual слились с BMW Motorsport GmbH, и в 1993 году полученное подразделение было переименовано в BMW M GmbH.

Автомобили BMW M (список)

В настоящее время (по состоянию на 10/2021) на рынке представлены следующие модели BMW M:

  • Купе BMW M2 Competition F87;
  • Седан BMW M3 (F80) (с собственным кодом — не как BMW M3 (F30), а как седан BMW M3 (F80);
  • Седан BMW M3 (G80) (с собственным кодом — не как BMW M3 (G20), а как седан BMW M3 (G80);
  • Купе BMW M4 (F82) (с собственным кодом — не как BMW M4 (F32), а как купе BMW M4 (F82));
  • Кабриолет BMW M4 (F83) (с собственным кодом разработки — не как BMW M4 (F33), а как BMW M4 (F83));
  • Купе BMW M4 (G82);
  • Седан BMW M5 (F90);
  • Четырехдверное купе BMW M6 (F06);
  • Внедорожник BMW X5 (F85) (с собственным кодом — не как BMW X5 M (F15), а как BMW X5 M (F85) SAV);
  • Внедорожник BMW X6 (F86) (с собственным кодом — не как BMW X6 M (F16), а как BMW X6 M (F86) SAC).

Также доступны следующие модели M Performance:

  • BMW M140i или версия с xDrive (F20 LCI) 5-дверный компактный спортивный автомобиль;
  • BMW M140i или версия с xDrive (F21 LCI) 3-дверный компактный автомобиль купе;
  • Купе BMW M240i или xDrive (F22);
  • BMW M240i или xDrive (F23) кабриолет;
  • Седан BMW M340i xDrive (G20);
  • BMW M340i xDrive (G21) Туринг;
  • Седан BMW M550d xDrive (G30);
  • BMW M550d xDrive (G31) Универсал;
  • BMW M850i (G15) двухдверное спортивное купе;
  • BMW X4 M40i (F26) внедорожник Купе (полноприводный, xDrive);
  • BMW X5 M50d (G05) внедорожник (полноприводный, xDrive);
  • BMW X6 M50d (F16) внедорожник Купе (полноприводный, xDrive).

* В BMW LCI означает Life-Cycle-Impuls, в нашем понимании — просто рестайлинг.

Автогонки

В процессе разработки нового гоночного автомобиля, который позже получил название M1, BMW M модифицировали серийные автомобили для автогонок. Ещё в 1972 году, модель BMW 2002 была переделана в раллийный экземпляр. Успех не оставил себя ждать – через год гонщики  Ганс-Йоахим Штук и Крис Эймон получили гран-при на Нюрбургринге, управляя BMW 3.0 CSL. Вскоре BMW досталась победа и в 24 часа Ле-Мана. С шестью победами на Европейских чемпионатах, BMW 3.0 CSL стал самым успешным легковым гоночным автомобилем в 1970-х.  Автомобили использовались командами Alpina, Schnitzer, Koepchen и GS-Tuning.

Автомобиль Криса Эймона (1973). © Photo Lothar Spurzem

В 1978 году был выпущен первый гоночный автомобиль, разработанный независимо в подразделении. Изначально планировалось, что M1 будет участвовать в Чемпионате Германии. Однако, задержки в разработке, которые были указаны в статье выше, сделали это невозможным. Через некоторое время появилась гоночная серия Procar. В ней участвовали только гоночные версии BMW M1, а дело происходило на прогревочных трассах Formula 1. Так как для участия в гонках принимались только серийные автомобили, было выпущено около 450 дорожных версий BMW M1 с «урезанными» характеристиками.

С 1980 года компания производила двигатели для Formula 1. В 1982 году был представлен турбированный двигатель BMW M12/13. Уже в сезоне 1983 года, BMW вместе с командой Великобритании и гонщиком Нельсоном Пике выиграли первый чемпионат мира Formula 1 с турбированным двигателем.

Автомобиль BMW M1 Нельсона Пике (1980). © Photo Lothar Spurzem

И по сей день автомобили от BMW M активно используются в автогонках. Самая успешная легковая модель в истории автомобильных гонок – BMW M3 – тоже была выпущена подразделением.

Так же трёхцветная гамма M-Design (тёмный и светлый синие цвета и красный) используются в BMW для их мотоциклов в соревнованиях, таких как Чемпионат мира по супербайку и в ралли «Дакар» для мотоциклов.

BMW Art Car

Французский продавец искусства и автогонщик Эрве Пулен держал в голове идею оформления автомобиля BMW различными художниками.  Этот проект назвали BMW Art Car. Именно по его инициативе легендарный скульптор и художник Александр Колдер раскрасил BMW 3.0 CSL в 1975 году. Годом позже, художник Фрэнк Стелла оформил дизайн в стиле своей фирменной «сетки». Эти два автомобиля участвовали в 24 часа Ле-Мана в 1975 и 1976 годах. Также позже в этих гонках участвовали автомобили BMW, оформленные такими деятелями искусства, как Рой Лихтенштейн (в 1977 году), Энди Уорхол (в 1979 году) и Дженни Хольцер (в 1999 году).

Также в дизайне автомобилей участвовали такие лица как А. Р. Пенк, Роберт Раушенберг, Эрнст Фукс, Кен Донэ, Майкл Джагамара Нельсон, Матадзо Кайяма, Сесар Манрике, Эстер Малангу, Сандро Киа и Дэвид Хокни.

В 2010 году Джефф Кунс  Jeff Koons выполнил дизайн последнего на данный момент Art Car – BMW M3 GT2, автомобиль участвовал в 24 часах Ле-Мана.