in

BMW M3 E46

В общей сложности, было произведено 56 133 купе и 29 633 кабриолетов BMW M3 E46. Машины собирались на заводе BMW в Регенсбурге, Германия.

BMW M3 E46

Версия BMW M3 E46 3-й серии была доступна в вариантах «купе» и «кабриолет» (версия седана не производилась из-за появления новой M5). BMW M3 E46 оснащается рядным 6-цилиндровым двигателем S54 и, в случае купе с механической коробкой передач или коробкой SMG-II, разгоняется от 0 до 100 км/ч за 5.1 с. Устойчивость к сносу при прохождении поворотов составляет 0,89 g для купе и 0,81 g для кабриолета.

Снаряженная масса купе BMW M3 E46 2000 – 1570 кг. Максимальная скорость ограничена электроникой до 249 км/ч.

Доступные варианты трансмиссии – 6-ступенчатая механическая Getrag 420G и 6-ступенчатая автоматическая SMG-II, построенная на базе Getrag 420G. В SMG-II использовалась муфта с электрогидравлическим приводом, а переключать передачи можно было с помощью либо рукоятки, либо лепестков на руле. SMG-II хвалили за быстрое переключение передач и скоростные характеристики при прохождении кольцевых трасс, хотя некоторые считали, что переключение происходит с запаздыванием, а при старт-стопном движении появляется крен.

В общей сложности, было произведено 56 133 купе и 29 633 кабриолетов BMW M3 E46. Машины собирались на заводе BMW в Регенсбурге, Германия.

Прототип универсала M3 Touring был построен, чтобы оценить возможность создания модели M3 на существующей платформе универсала E46 (в частности, возможность использования в кузове универсала более широких задних колесных арок от M3), однако до производства дело не дошло.

Двигатель BMW M3 E46

3,2-литровый двигатель S54 является вершиной эволюции рядной шестерки без наддува BMW S50. S54 выдает 252 кВт (338 л.с.) при 7900 об/мин, 365 Нм при 4900 об/мин и имеет отсечку на 8000 об/мин.

Двигатель BMW M3 E46
Двигатель BMW M3 E46

Как и большинство двигателей М, S54 имеет отдельные корпуса дроссельных заслонок для каждого цилиндра, а электронное управление дроссельными заслонками (с электрическим приводом) является новой для S54 функцией.

Разработка и запуск

Концептуальное проектирование М3 началось в 1997 году. Разработкой внешнего дизайна руководил Ульф Вайхазе, а интерьера – Мартина Бахман.

Впервые M3 была представлена на международном автосалоне в Германии в 1999 году в качестве концепт-кара, очень близкого к окончательной промышленной версии, которую впервые показали в октябре 2000 года на автосалоне в Женеве. Весь мир увидел ее с новым 3,2-литровым 6-цилиндровым однорядным двигателем S54 M-Tuned.

Специальные серии

M3 CSL

BMW M3 CSL (Coupe Sport Leichtbau, т. е. облегченный вариант Coupe Sport) – это ограниченная серия версии M3, которая производилась в 2004 году. Было выпущено всего 1383 таких автомобиля. Вариантов цвета – два: Silver Grey металлик и Black Sapphire металлик.

Как следует из названия, был сделан акцент на снижение веса. Снаряженная масса CSL – 1385 кг, что на 110 кг меньше, чем у обычной M3. Среди конструктивных мер для снижения веса – использование стеклопластика в разных точках конструкции авто, крыша из углепластика (дает уменьшение массы на 7 кг и, что еще важнее, понижение центра тяжести), элементы кузова из полимера, усиленного углепластиком, и более тонкое заднее стекло. Покрытие пола багажника выполнено из легкого древесноволокнистого картона (но не из картона, как позорно сказали в телешоу Top Gear).

M3 CSL
M3 CSL

В CSL отказались от значительной части использованных в М3 элементов – звукоизоляции, электрических сидений, навигационной системы, кондиционера воздуха и стереосистемы (последние два можно было добавить в качестве бесплатной опции). Внутри – передние гоночные ковшеобразные сиденья и спинка задних сидений из стеклопластика, а центральная консоль, дверные панели, обивка дверей и подголовники – из углеволокна. На руле всего одна кнопка, которая активирует режим M track, вместо множества органов управления для круиз-контроля, стереоустановки и управления телефоном, как в стандартной М3. В CSL сохранено обычное для M3 распределение веса 50:50.

Размер колес был увеличен до 19 дюймов. BMW пошла непривычным путем, установив на CSL шины с протектором «полуслик» (Michelin Pilot Sport Cup). Они обеспечивали высокий уровень сцепления после прогрева на гоночной трассе, но плохо вели себя на влажном покрытии и при температуре ниже рабочей. Предупреждающая табличка в CSL информировала водителей о движении в холодных или влажных условиях. Тормоза были улучшены за счет более крупных плавающих роторов спереди и более крупных плунжеров сзади.

Система подвески была переработана – пружины стали более жесткими, улучшены амортизаторы и уменьшено передаточное число рулевой рейки (14,5: 1 против 15,4: 1 в обычной M3). Был перенастроен электронный контроль стабильности и добавлен режим M track, позволяющий повысить пороговое значение для вмешательства системы.

Мощность двигателя CSL выше, чем у обычной S54, на 13 кВт (17 л. с.), а крутящий момент – на 5 Нм больше, чем у европейской M3. Этого удалось добиться за счет использования распредвалов с более острым профилем, более крупного воздухозаборника с карбоновым коллектором, усовершенствованного выпускного коллектора и немного измененных выпускных клапанов. Максимальная скорость стандартно ограничивалась электроникой, но покупатели с действующей гоночной лицензией могли заказать CSL без ограничителя скорости. Единственной доступной трансмиссией была 6-скоростная автоматическая коробка передач SMG II с улучшенным ПО, обеспечивающим время переключения 80 миллисекунд.

Аэродинамика также была изменена, в том числе применен передний спойлер из углеволокна, который на высоких скоростях увеличивал прижимную силу на 50%, а также задний диффузор из углеволокна. В переднем бампере имеется специальное отверстие для подачи холодного воздуха в воздухозаборник новой конструкции. Крышка багажника сделана наклонной, в отличие от стандартной M3, где багажник горизонтальный.

Competition Package / CS

В 2005 году была выпущена специальная серия BMW M3 E46, в котором использовались несколько элементов CSL.

M3 Competition Package
M3 Competition Package

В Соединенных Штатах и континентальной Европе данная модель получила название M3 Competition Package (ZCP), а в Великобритании – M3 CS. По сравнению с обычной M3, Competition Package включает:

  • 19-дюймовые легкосплавные диски BBS – 19″x8″ впереди и 19″x9.5″ сзади.
  • Более жесткие пружины (которые с декабря 2004 г. перекочевали на обычную M3).
  • Рулевая рейка с более быстрым передаточным числом 14,5:1 (по сравнению с обычным для М3 15,4: 1), как в CSL
  • Рулевое колесо от CSL
  • Режим электронного контроля устойчивости M-track, как в CSL.
  • Передние тормозные диски большего размера от CSL (но с передними суппортами от обычной M3) и задние тормозные суппорты с увеличенными плунжерами.
  • Чехлы для рулевого колеса и ручного тормоза из ткани Alcantara.

Двигатель, коробка передач и прочие элементы силовой установки – как в стандартной модели M3.

BMW M3 GTR

Чтобы M3 GTR было разрешено участвовать в гонках, в 2001 году была выпущена дорожная версия. Компания BMW заявила, что предложит 10 автомобилей для продажи широкой публике по очень высокой цене – 250 000 евро. Но произведено было всего 6 машин, 3 из которых – опытные образцы. Дорожные автомобили, как и гоночные GTR, создавались отделом специальных транспортных средств завода BMW в Регенсбурге.

BMW M3 GTR
BMW M3 GTR

Как и гоночная, дорожная машина GTR оснащалась двигателем BMW P60B40 V8 4,0 л. Он унаследовал от гоночной версии систему смазки с сухим картером, а мощность была немного уменьшена – с 330 до 285 кВт (с 443 до 382 л. с.) при 7000 об/мин. Максимальная скорость составляла 295 км/ч. В качестве трансмиссии использовалась 6-ступенчатая механическая коробка передач, а в качестве дифференциала – тот же блок с переменной блокировкой, что и в гоночной машине.

Сухой вес составлял 1350 кг. Для снижения веса передний бампер, задний бампер и заднее крыло изготавливались из углеволокна.

Североамериканские модели

В североамериканских моделях использовался тот же двигатель S54, что и в других странах (в отличие от предыдущего поколения, для которого в США ставили менее мощные двигатели). Из-за небольших различий в технических характеристиках американские модели выдавали 248 кВт (333 л. с.) и 355 Нм, в результате чего официальное время разгона от 0 до 97 км/ч составляло 4,8 секунды для версии купе (как с ручной трансмиссией, так и с SMG). Как и в других странах, максимальная скорость ограничивалась электроникой до 250 км/ч.

Модель CSL не продавалась на североамериканском рынке.

Автоспорт

В США M3 участвовали в 2000 году в соревнованиях американской серии Le Mans в категории GT и заняли по итогам чемпионата третье место. Однако рядный 6-цилиндровый двигатель считался неконкурентоспособным по сравнению с Porsche 996 GT3, поэтому BMW начала разрабатывать новый гоночный автомобиль M3 с более мощным двигателем. Получившийся спорткар E46 GTR был представлен в феврале 2001 года. На нем стояла 330 кВт (443 л. с.) версия двигателя P60B40 V8 объемом 3997 куб. см (4,0 л). Обладая более мощным двигателем, чем версии M3 с рядной шестеркой, GTR под управлением Дж. Мюллера выиграла в 2001 году американскую серию Le Mans в категории GT.

BMW P60B40
BMW P60B40

В то же время, правомерность использования GTR вызывала споры – некоторые команды соперников считали, что GTR был прототипом, а не серийной моделью, доступной для широкой публики. Правила ALMS в 2001 году требовали, чтобы дорожный автомобиль M3 GTR продавался как минимум на двух континентах в течение двенадцати месяцев после вступления правил в силу. В BMW заявляли, что это требование выполнено, так как 10 дорожных автомобилей GTR были доступны для покупки. В 2002 году правила ALMS были изменены: теперь для квалификации без штрафных санкций требовалось, чтобы было изготовлено 100 автомобилей и 1000 двигателей. Дорожный автомобиль GTR никогда не предназначался для производства в таких масштабах, поэтому BMW сняла GTR с соревнований.

В 2003 году GTR M3 вернулась к соревнованиям на 24-часовой гонке в Нюбургринге, где от команды Schnitzer Motorsport было выставлено две таких машины. GTR выиграл 24-часовой Нюрбургринг в 2004 и 2005 годах и участвовал в 24-часовой гонке в Спа.



Алексей Гапеенко

Материал подготовил: Алексей Гапеенко

36 лет. Инженер. Фанат немецких авто с 1990 года. В 6 лет впервые сел в новенький Audi 100 и ощутил чувство полёта. С тех пор не испытывал ничего подобного, пока не прокатился на BMW...

По всем вопросам: alexey@gapeenko.ru

Оцените материал?

4 баллов
Upvote Downvote

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading…

Рестайлинг BMW F30

Рестайлинг BMW F30

BMW 3-й серии F34 Gran Turismo

BMW 3-й серии F34 Gran Turismo