BMW Art Car это «арт-проекты» от BMW Group. Различные художники участвовали в создании цветов BMW Individual и гоночных моделей компании. Автомобили были показаны на выставках и в рекламах, но также и применялись на практике. Между 1975 и 2016 годами, было создано 18 автомобилей BMW Art Car и одна самостоятельная расцветка. Сегодня это количество возросло. Направление приобрело популярность.
История BMW Art Car
Французский гонщик и коллекционер Эрве Пулен был создателем той самой идеи автомобиля BMW Art Car. Именно с его подачи, американский художник и скульптор Александр Колдер впервые раскрасил BMW 3.0 CSL в 1975 году. Сам Пулен был за рулём этой модели в гонке 24 часа Ле-Мана. Следующей моделью было произведение искусства с чёрными линиями – BMW 3.0 CSL за авторством художника Фрэнка Стеллы из Нью-Йорка. В 1976 году снова эта же модель участвовала в Ле-Мане. Позже в 24 часах Ле-Мана участвовали автомобили, которые раскрасили Рой Лихтенштейн (в 1977 году, на фото), Энди Уорхол (в 1979 году) и Дженни Хольцер (1999 год).
Энди Уорхол должен был поработать над дизайном гоночного автомобиля, в основе которого бы лежал BMW 320i, перед Ле-Ман в 1978 году. Уорхол отправил в BMW небольшую модель в сочетании чёрного с розовым. «Розовые цветы на чёрном автомобиле» пришли в Мюнхен в апреле 1978 году, но проект так и не воплотился в жизнь. Но после этого Уорхол получил от BMW возможность поработать над внешним видом BMW M1. Снова для гонки Ле-Мана в июне 1979 года. Он решил окрасить автомобиль, как сам выразился, «в стиле абстрактного экспрессиониста – с полями в цветах радуги». Уорхол хотел сделать всё за пять минут, но те, кто снимал процесс, попросили его потратить больше времени. Спустя ровно двадцать восемь минут Энди Уорхол оставил свою роспись на автомобиле, завершив проект.
Также и ряд других известных художников и деятелей искусства сотруничали с BMW в рамках проекта, участвуя в дизайне серийных и гоночных автомобилей. В их числе: Эрнст Фукс (1982 год), Роберт Раушенберг (1986 год), Майкл Нельсон Джагамара (1989 год), Кен Донэ (1989 год), Матадзо Кайяма (1990 год), Сезар Манрике (1990 год), Эстер Малангу (1991 год), Сандро Киа (1992 год), Дэвид Хокни (1995 год) и Олафур Элиассон (2007 год).
Еще один автомобиль проекта Bmw Art Car – BMW M3 GT2. Он был создан при участии Джефа Кунса в 2010 году (на фото выше). В том же году этот автомобиль с номером 79 (в память о BMW M1, разрисованном Энди Уорхолом в 1979 году) принял участие в 24 часах Ле-Мана. После хорошего начала автомобиль был на обнадёживающем шестом месте, пока не прекратил участие из-за технического дефекта.
По словам Томаса Гирста, который отвечает за проект BMW Art Car с 2004 года, суть программы изменилась со временем:
По его словам, «в начале автомобили были гоночными. Особо никто не интересовался маркетингом и прочим. Некоторые автомобили сейчас используются в рекламе, чтобы показать, что BMW не чужд мир искусства. В случае с работой Олафура Элиассона, аспекты альтернативных и возобновляемых источников энергии приобрели важность.»
Выставки
В 2009 году автомобили BMW Art Car отправились в «турне» по Северной Америке. Сначала они были представлены в Музее Искусств Округа Лос-Анджелес с 12 февраля 2009 года по 24 февраля 2009 года. Следующей остановкой был Нью Йорк: с 25 марта по 6 апреля 2009 года модели были показаны в центральном вокзале.
Далее они отправились в Мексику. Началось всё с Музея современных искусств (Museo de Arte Contemporneo, MARCO) в Монтеррей, после чего автомобили отправились в Гвадалахара, и в Мехико.
В июле 2012 года, 16 автомобилей были показаны в коллабарации с институтом современных искусств на шести этажах парковки в Шордитче, Лондон. Это было частью Лондонского фестиваля 2012 года, а автомобили были показаны под названием ART DRIVE!
С октября 2015 года по май 2016 года, восемь моделей были показаны в Музее автомобилей и искусств (MAC museum Art & Cars) в Зингене, Германия. Под словами Moving Color (цвет в движении), вместе с работами художника Герберта Вогта.
Начиная с ноября 2016 по март 2017 года, девять автомобилей серии были показаны в музее Automuseum Prototyp. С октября 2018 по март 2019 года, семь участников программы были показаны в музее BMW.
Миниатюры
Между 2003 и 2005, BMW выпустили серию из 15 миниатюрных моделей BMW Art Car. Они были выполнены в масштабе 1:18 и произведены в Minichamps. Первые 2 модели были BMW 3.0 CSL Александра Колдера и BMW V12 LMR Дженни Хольцер. Миниатюры продавались через дилеров BMW и отделения компании. Также через музеи. Тираж составлял 3000 моделей.
Другие арт-объекты, основанные на моделях BMW
Помимо работ, выполненных под покровительством самих BMW, другие модели компании становились объектами искусства. Кит Харинг работал над красной моделью BMW Z1. Это было в 1987 году в галерее Hans Mayer в Дюссельдорфе. Немецкий художник и графический дизайнер Вальтер Маурер также работал с автомобилями BMW в своём стиле. В 2013 году, чешский художник под псевдонимом Энди Райбен превратил BMW 3-й серии поколения F30 в исключительно яркую модель. Автомобиль был выполнен в флюоресцентных цветах и получил названием Fluidum.
В 2019 году, художник Милан Кунц поработал над экстерьером BMW i8. Темой работы были проблемы окружающей среды. Автомобиль также будет показан в музее BMW. Но после всего будет продан. Средства пойдут в проект The Ocean Cleanup, занимающийся очисткой Тихого Океана от загрязнений.