in

BMW M3 E36

В 1994 году в продажу поступила модель в кузове кабриолет, также в декабре того же года появилась версия в кузове седан. Выход последней на рынок был обусловлен отсутствием в модельном ряде BMW M5 седанов…

BMW M3 E36

BMW M3 E36 была выпущена в ноябре 1992 года и изначально была доступна лишь в кузове купе. В 1994 году в продажу поступила модель в кузове кабриолет, также в декабре того же года появилась версия в кузове седан. Выход последней на рынок был обусловлен отсутствием в модельном ряде BMW M5 седанов в период между прекращением выпуска E34 M5 в 1995 году и началом производства E39 M5 в 1998 году.

В сентябре 1995 года появилась рестайлинговая версия купе. В числе изменений были увеличение объёма двигателя до 3,2 литров, 6-ступенчатая КПП (предыдущая была 5-ступенчатой), другие колёса и лампы. Эти изменения также дошли до версии в кузове седан в ноябре 1995 года и до кабриолета в феврале 1996 года. В европейской спецификации снаряжённый вес M3 купе 1996 года составлял 1515 кг.

BMW M3 Evo Covertible
BMW M3 Evo Covertible

С рестайлингом появилась и 6-ступенчатая роботизированная КПП “SMG”, это было первым появлением АКПП на M3 вне США. Быстрое переключение передач и качественная работа во время езды на высокой скорости получили лестные отзывы, однако многие раскритиковали поведение этой КПП во время обычной городской езды.

В 1996 году был представлен прототип E36 M3 Compact, собранный вручную подразделением BMW M GmbH, он был нацелен на привлечение молодых покупателей. Немецкий автожурнал ‘Auto Motor und Sport’ выпустил обзор прототипа. Его характеристики были близки к E36 M3, включая 3,2-литровый двигатель S50.

Двигатель BMW M3 E36

Под капотом E36 M3 располагался рядный шестицилиндровый двигатель BMW S50.Это был первый M3 автомобиль с двигателем с шестью цилиндрами, которые теперь стали стандартом в M3 моделях (с 2014 года с турбонаддувом).

В большинстве стран начальная версия двигателя с объёмом 2990 см3 обладала мощностью 213 кВт (286 л.с.) при 7000 об/мин и крутящим моментом 320 Н·м при 3600 об/мин. Североамериканские модели (за исключением канадской ограниченной серии “M3 Euro-Spec”) имели более слабый двигатель BMW S50B30US.

Рестайлинговые модели получили в 1995 году версию двигателя BMW S50 с объёмом 3201 см3, способную выдать 236 кВт (316 л.с) при 7400 об/мин и имевшую крутящий момент 350 Н·м при 3250 об/мин. Североамериканские модели имели более слабый двигатель BMW S52.

Специальные выпуски BMW M3 E36

M3 GT (Европа)

В 1994 году компания BMW выпустила ограниченную версию M3 GT для участия в европейских автогонках, позволявшую соревноваться во втором классе чемпионата FIA-GT, в чемпионате IMSA GT и международных гонках на большие дистанции. Всего было выпущено 356 автомобилей, большинство из них были леворульными версиями для континентальной Европы, но ещё было выпущено 50 праворульных автомобилей для Великобритании.

BMW M3 GT
BMW M3 GT

Двигателем был S50B30 с европейскими спецификациями, получивший распределительный вал большего размера и более высокую степень сжатия, что позволяло выдавать мощность до 220 кВт (295 л.с.) при 7100 об/мин.

Большинство автомобилей M3 GT были покрашены в зелёный цвет British Racing Green. В числе других изменений были более глубокий передний сплиттер, более высокое двойное заднее антикрыло, алюминиевые двери, передние колёса размером 17 x 7.5 дюймов и задние размером 17 x 8.5 дюймов, более жёсткая передняя подвеска с дополнительными стойками. Модель M3 GT получилась приблизительно на 30 кг легче обычных M3 и имела повышенное ограничение максимальной скорости — 275 км/ч.

M3 Lightweight (США)

После выпуска E36 M3 американские гоночные команды захотели получить версию автомобиля, способную состязаться в спортивных соревнованиях. Ответом BMW была модель M3 Lightweight, выпущенная в 1995 году. В автомобилях отсутствовали радио (хотя были установлены динамики и проводка для радио), кондиционер, кожаные сиденья, набор инструментов и люк. Двери были сделаны из алюминия. Отсутствовала дополнительная термоизоляция капота, а в багажнике был лишь коврик на дне. Днище было более тонким со специальным покрытием, это помогало уменьшить вес. Все изменения позволили автомобилю весить на 90 кг меньше обычных M3. Диаметр колёс был 17 дюймов, с шириной 7.5 дюймов спереди и 8.5 дюймов сзади. В комплекте шли шины 235/40ZR17.

BMW M3 Lightweight
BMW M3 Lightweight

Изменения силового агрегата включали в себя отсутствие ограничителя скорости и более короткое передаточное число дифференциала. В подвеске использовались короткие пружины из M3 европейской спецификации. M3 Lightweight были отправлены команде Prototype Technology Group Racing в штат Вирджиния для окончательной подготовки. Там автомобилю добавили наклейки с гоночным флагом спереди и сзади, а также багажный набор. В последний входили масляный насос (аналогичный насосу из европейских M3), аксессуары для подвески, проставки для подъёма заднего антикрыла и передний сплиттер. Каждому покупателю нужно было подписать соглашение, уведомляющее о потере гарантии при установке аксессуаров из багажного набора.

Все автомобили M3 Lightweight были выпущены в белом Alpine White цвете, с наклейками в виде гоночных флагов спереди слева и сзади справа. На крышке багажника располагалось антикрыло с агрессивным дизайном. В интерьере использовалось углеродное волокно, а по бокам и на панели управления были значки с надписями “BMW Motorsports International”.

Хотя BMW обещали выпустить около сотни автомобилей M3 Lightweight, они так и не назвали точное количество, однако по некоторым подсчётом было произведено 125 автомобилей.

Canadian Edition

Ещё до выпуска североамериканской версии M3 BMW Canada продали в Канаде 45 автомобилей M3 с европейскими спецификациями. BMW North America на тот момент негативно относились к идее импорта E36 M3 (из-за высокой цены и плохих продаж предыдущих M3). Canadian Edition M3 были импортированы с помощью лазейки в законе, позволившей импорт небольших объёмов сертифицированных в Норвегии автомобилей и последующую продажу их в Канаде. Несмотря на высокую цену почти в 60 тысяч канадских долларов, все 45 автомобилей были проданы в течение трёх дней в начале 1994 года.

В соответствии с европейскими спецификациями, под капотом каждого из этих 45 автомобилей располагалась версия двигателя S50 с мощностью 213 кВт (286 л.с.). Также они имели вентилируемые тормозные диски с плавающим ротором и стеклянные фары. Каждый из автомобилей имел табличку с индивидуальным номером на бардачке с надписью “S50 B30 Limited Production Canadian Edition”, а у одного автомобиля табличка была ещё и выгравирована на кожаном кармане для хранения инструкции.

Когда североамериканская версия M3 была выпущена в 1995 году, она не сразу начала продаваться в Канаде. Это случилось только в 1997 году.

M3-R (Австралия)

Для возможности участия в австралийских гонках Australian Super Production series, BMW Australia продали 15 M3-R в 1994 году. M3-R была самой мощной версией E36 M3 в производстве, её двигатель выдавал 240 кВт (322 л.с.). 4 автомобиля приняли участие в гонках, остальные 11 были проданы населению, однако покупателям было необходимо иметь гоночную лицензию CAMS.

Автомобили были доставлены в мастерскую команды Фрэнка Гарднера для финальной подготовки к гонкам. Заводской опцией был одобренный организацией FIA каркас безопасности. Изменения подвески включали в себя новые пружины, рычаги и стойки. В число улучшений двигателя входили распределительные валы AC Schnitzer, съёмный масляный поддон, прокладка головки блока цилиндров и впускная труба холодного воздуха, присоединённая к воздушному фильтру, расположенному на месте левой противотуманной фары.

В числе других изменений были четырёхпоршневый тормозной суппорт, более короткое передаточное число дифференциала (3.25:1), приводной вал из моделей M5, двухдисковое сцепление, нерабочее заднее сиденье, отсутствие кондиционера, более глубокий передний сплиттер и более крупный задний спойлер. В каждом автомобиле была табличка с уникальным номером рядом с ручным тормозом.

M3 GTR (Германия)

Модель E36 M3 GTR была дорожной версией автомобиля, произведённого специально для участия в чемпионате ADAC German GT Cup Touring Car series 1994 года.

Производство BMW M3 E36

Производство E36 M3 началось в сентябре 1992 года и было прекращено в августе 1999 года.

Большинство автомобилей были выпущены на заводе BMW в Регенсбурге, Германия; но небольшое количество праворульных автомобилей были выпущены на заводе BMW в Рослине, Южная Африка. Всего было выпущено 46525 купе, 12114 кабриолетов и 12603 седанов. Производство седанов прекратилось в 1997 году, купе перестали производить в конце 1998 года, а кабриолеты —  в декабре 1999.

Североамериканские модели

Несмотря на то, что E36 M3 была выпущена в других странах ещё в 1992 году, в продажу в США она поступила только в 1995 году. Ключевое отличие версии M3 для США от «европейской» M3 (продаваемой во всём остальном мире) было в наличии менее мощного двигателя S50B30US. Мощность составляла 179 кВт (240 л.с.), а крутящий момент составлял 305 Н·м. В числе других значительных отличий были опциональная 5-скоростная  автоматическая КПП ZF 5HP с преобразователем крутящего момента, изменения подвески и составные тормозные диски (в отличие от дисков с плавающими роторами). Изменения были произведены с целью уменьшения цены M3, так как американские автодилеры считали, что европейская версия M3 слишком дорога для высоких объёмов продаж.

В ноябре 1996 года автомобили получили новый двигатель с объёмом 3,2 литра, имевший ту же мощность в 179 кВт (240 л.с.), но его крутящий момент был увеличен до 320 Н·м. Механическая коробка передач осталась 5-скоростной, несмотря на то, что европейские версии получили на тот момент 6-скоростную КПП.

Американские объёмы продаж составляли 18961 купе, 7760 седанов и 6211 кабриолетов.

Автоспорт

Выпуск E36 M3 совпал с выходом BMW из Немецкого кузовного чемпионата (Deutsche Tourenwagen Meisterschaft, DTM), что привело к фокусированию на моделях 318is и 320i на чемпионате Super Tourenwagen Cup. Так или иначе, модель E36 M3 выступала во многих соревнованиях. В 1993 году E36 M3 GTR под управлением Джонни Чекотто победила в немецком ADAC GT Cup. M3 GT участвовала в европейском чемпионате FIA GT Championship.

M3 GT racing car
M3 GT racing car

В США гоночная команда Prototype Technology Group (PTG) в штате Вирджиния соревновалась в гонках чемпионата IMSA GT Championship на автомобиле E36 M3. На этом чемпионате в 1996 году M3 одержали 4 победы в классе GTS-2, а компания BMW победила в соревновании производителей. А в 1997 году снова на IMSA GT Championship M3 победили в 8 гонках класса GTS-3, а BMW вновь победила в соревновании производителей. Билл Оберлен был признан лучшим гонщиком. В 1998 на том же чемпионате M3 победили в 5 гонках, BMW снова оказалась победителем среди производителей в классе GT3. В том же году автомобили M3 победили в 4 гонках класса GT2. M3 также участвовали в 2000 году в гонках Американской серии Ле-Ман (American Le Mans Series), одержав одну победу в классе GT.

В Австралии автомобили M3-R участвовали в гонках Australian GT Production Car Championship.

Photo: The Car Spy (BMW M3 Evo Covertible), nakhon100 (BMW M3 GT E36, M3 GT racing car), Mr.choppers (BMW M3 Lightweight).

Алексей Гапеенко

Материал подготовил Алексей Гапеенко

Автор BMW3BLOG.

По всем вопросам можно писать: alexey@gapeenko.ru или в социальные сети.

Оцените материал?

0 балла
Upvote Downvote

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading…

BMW 3-й серии G20 2019

BMW 3-й серии G20 2019 — Возвращение короля

Тормозные диски BMW F30

Тормозные диски BMW F30