in

BMW 3 серии E21

Этот автомобиль в модельном ряду BMW — прямой потомок семейства Neue Klasse, машин, производившихся в 1962-1975 годах.

BMW E21

BMW 3 серии E21 – первый автомобиль серии, ставший родоначальником ее идеологии и концепции внешнего вида, сохранившихся до начала 1990-х годов. Машина продолжила линейку седанов так называемого большого класса BMW Neue Klasse и стала преемницей серии BMW 02, формально входившей в Neue Klasse.

К началу 70-х 02-серия начала терпеть спад продаж и потребовалось обновление модельного ряда. Первые образцы 2-дверного седана BMW E21 сошли с конвейера 2 мая 1975, а в Северной Америке — в 1977 году. Ателье Baur также выпустило небольшую серию кабриолетов, известных как BMW TC1.

История создания и развития BMW 3 серии E21

Этот автомобиль в модельном ряду BMW — прямой потомок семейства Neue Klasse, машин, производившихся в 1962-1975 годах. Те авто, представленные пятью моделями, за годы своего выпуска успели порадовать покупателей множеством модификаций: от классического 4-дверного седана до 3-дверного спорт-купе. Были реализованы сотни тысяч единиц машин, после чего баварцы решили более радикально модернизировать модель, а заодно полностью заменить существовавшую классификацию модельного ряда немецкой автомарки.

Таким образом, в самом разгаре лета 1975 года началась история E21 и 3-й серии BMW. Кузовная компоновка новинки говорила, что перед покупателями среднеразмерное 3-дверное купе. Автомобиль быстро полюбился почитателям качественного германского автопрома. Благодаря дочерней компании Motorsport BMW и созданному руками ее инженеров уникальному 300-сильному мотору он принял участие в автомобильных соревнованиях сначала за команду McLaren, а позднее и за BMW, сменив собой устаревший автопарк.

Кроме основной модификации в виде купе, было запущено производство лимитированной серии в кузове кабриолет. Эта машина, к сожалению, популярности среди тогдашних автофанатов не снискала. 1983 год стал завершающим в истории первенца третьей серии BMW. За 8 лет с конвейера сошли автомобили с 8 вариантами силового агрегата.

Особенности подвески и тормозной системы

В качестве передней подвески у E21 задействована McPHerson с наклоненными назад передними стойками, что призвано улучшить рулевое управление. В роли опоры рулевой тяги выступает передний стабилизатор.

Задняя подвеска — классика машин баварского производителя: независимая с косыми рычагами и стойками. Устанавливались дисковые передние тормоза, оснащенные вентиляцией, суппортом с фиксированным типом конструкции и парой поршней. Задние тормоза — барабанные.

Прямые конкуренты BMW 3 серии E21

Основной конкурент E21 по мнению автомобильного сообщества — это Audi 80 серий B1 и B2. Первая производилась в 1972-1978 годах, вторая пришла на смену в 1978 и выпускалась до 1986. Кроме этого, среди соперников E21 за интерес покупателей часто упоминаются Volkswagen Jetta 1-го поколения, Opel Manta и 2-дверный Opel Ascona.

Всего до второй половины 1983 года было собрано более миллиона 364 тысяч единиц авто. Потомком E21 стала E30 — продолжатель эволюции третьей серии.

Технические характеристики BMW E21

Представители E21 — модели BMW 315, 316, 318, 320, 320i. Буква «i» говорила о наличии инжекторного двигателя K-Jetronic производства фирмы Bosch. На модификации без этого обозначения устанавливали карбюратор Solex. Первые машины производились с 4-цилиндровым BMW M10. Так продолжалось до 1977, после чего его сменил M20 с шестью цилиндрами. Выпускались автомобили с 4 и 5-ступенчатыми КПП. BMW E21 с 6-цилиндровым двигателем был доступен только с механической коробкой.

Версии автомобилей с разными моторами немного отличались внешне: в экстерьере четырехцилиндровых присутствовали 2 большие фары, в то время как на машины с шестицилиндровыми силовыми установками с 1977 г. монтировали четыре круглых фонаря. M20 имел стальной блок цилиндров с алюминиевой головкой блока. У двигателя 2.0 цилиндр был диаметром 80 мм с ходом поршня 66 мм, у 2,3-литрового — 80 и 76,8 мм соответственно. Мотор объемом 2,0 литра был карбюраторным, 2.3 — с инжектором, напоминающим тот, что присутствовал у двухлитрового двигателя M10.

Двигатели BMW 3 серии - E21 (1977-1983)

ГодМодельДвигатель
1977-1983320iM10B18, 1.8 л. I4
1977-1982320/6M20B23, 2.3 л. I6 с карбюратором Solex 4A1
1978-1983323iM20B23, 2.3 л. SOHC I6 с Bosch K-Jetronic

С обновлением силовых агрегатов была осуществлена и установка другого шасси: вместо 320 и 320i — 320/6. Мотор M20 оснащался электроприводом вентилятора из-за банальной нехватки свободного места в подкапотном пространстве для вентилятора с приводом от силовой установки. Четырехцилиндровая версия вместо вентилируемых передних тормозных дисков в 1977 году получила сплошные, а 323i — обзавелась дисковыми на задних колесах. 323-я модель обзавелась жесткой и мощной передней подвеской, двумя выхлопными трубами, салоном Recaro и модернизированной передней панелью.

В то же время на 323i и 320i в пакете Sport установили стабилизатор для заднего моста. Кстати, 320i с таким пакетом известна и как 320iS. Это модификация со спортивными креслами, передним спойлером и дисками фирмы BBS. В 1979 BMW E21 получил кузовные изменения, что наконец позволило расширить свободное место под капотом и установить вентилятор с приводом от мотора для автомобилей с шестицилиндровыми силовыми установками.

Дизайнеры слегка поменяли детали интерьера, а еще в 79 году обновился инжекторный 4-цилиндровый M10 для североамериканского рынка, производившийся в 1977-1979. На его место пришел M10 1.8 K-Jetronic. 315-я модель, отправляемая на экспорт, иногда оснащалась силовой установкой 318i Bavaria, которая использовалась в BMW 318i.

Экстерьер и интерьер

Знаменитая двойная оптика, появившаяся у E21 в 1977, на долгие годы стала самой узнаваемой чертой BMW. Зеркала заднего вида, выполненные в корпусе из пластика черного цвета, оснащались электроприводом (кроме BMW 315). Измененный передний бампер дополнили спойлером достаточно большого размера.

Скромный по нынешним меркам салон автомобилей третьей серии, для своего времени был шикарным. Центральная консоль, развернутая к водителю, смотрелась футуристично.

Рестайлинг БМВ Е21

Модификации кузова E21 были произведены в конце 1979 года. Помимо увеличения подкапотного пространства у шестицилиндровой версии машины, на 4-цилиндровой модификации радиатор оставили там, где он был ранее, сделав для него специальный крепеж. Претерпел изменения и салон, в первую очередь, бросались в глаза обновленные элементы для управления вентиляцией и печью на панели.

Тот же год стал последним для четырехцилиндрового инжекторного мотора M10, производимого на протяжении 2 лет для машин, предназначенных для продаж в Соединенных Штатах. Его заменил новый K-Jetronic Lambda объемом 1,8 литра, оснащенный катализатором. В 1983 году второй кузов третьей серии, BMW 3 серии E30, пришел на смену E21, завершив его эпоху.

Фотогалерея

Алексей Гапеенко

Автор: Алексей Гапеенко

35 лет. Инженер. Фанат немецких авто с 1990 года. В 6 лет впервые сел к маме в новенький Audi 100 и ощутил чувство полёта. С тех пор не испытывал ничего подобного, пока не прокатился на BMW...

По всем вопросам: alexey@gapeenko.ru

Понравилось? Дай свою оценку материалу!

8 балла
Upvote Downvote

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading…

BMW M50B25

BMW M50B25: Замена прокладки клапанной крышки

BMW 3 серии E30

BMW 3 серии E30