in

Двигатель BMW M10

Для каждого подразделения определен буквенный код: М (сейчас также N) для легковых автомобилей BMW AG, S для «Motosport GmbH», А для мотоциклов и W.

BMW M10

BMW M10 – обозначение для серии двигателей внутреннего сгорания (бензиновых двигателей) от BMW. Это двигатель с четырьмя цилиндрами в ряд объемом от 1,5 до 2 литров и верхним распределительным валом. Распредвал, приводимый в действие одной роликовой цепью в поперечной головке цилиндра, опирается на  коромысло двумя V-образным клапанами. Еще одна роликовая цепь приводит в движение насос.

Впервые BMW M10 был использован в новом классе BMW 1961-го года и оставался в производстве до 1988. Базовый принцип конструкции с расстоянием между цилиндрами 100 мм и чугунным материалом в качестве блока двигателя был принят во время разработки 6-цилиндрового BMW M30, М10 так же послужил основой для  BMW S14.

За свою долгую службу двигатель также использовался в туристических, раллийных и гоночных автомобилях. С М12/13/1* двигатель достиг наивысшего развития в Формуле 1 вначале 1980-х годах.

Номенклатура

Начиная с 1963 года, в BMW были введены новые правила для именования проектов автомобилей и двигателей. Автомобили получили название Exx, а двигатели – Мхх, причем буква каждого сопровождалась номером, который начинался с 01. Это нововведение не было применено к первым четырехцилиндровым двигателям нового класса, так как оригинальный двигатель М113 был разработан еще в конце 1950-х, затем получил дальнейшее развитие в М115, который дебютировал в BMW 1500 в 1961 году. Усовершенствованный в свою очередь двигатель BMW 2000 получил название М05 в 1965 году. Нумерация не следовала систематике, а проходила хронологически.

И поскольку в конце 1970-х эта система достигла чисел чуть ниже 100, было принято решение ввести с 1980 года новую классификацию.

Для каждого подразделения определен буквенный код: М (сейчас также N) для легковых автомобилей BMW AG, S для «Motosport GmbH», А для мотоциклов и W для морских судов и т.д. таким образом, моторные и гоночные двигатели получили обозначение S, следующий номер основан на первой цифре базового семейства. S14 основан на М10, а S38 – на М30. BMW использует данную систему по сей день. Для лучшего отличия двигателей 1963-1980 часто используется обозначение звездочкой (*).

Варианты двигателей

Двигатель был разработан Александром фон Фалькенхаузеном, который разработал вместо введенного в эксплуатацию 1,3-литрового двигателя 1,5-литровый и планировал увеличить его до двух литров.

BMW M10
BMW M10

Для приготовления горючей смеси в оригинальном 1,5-литровом двигателе мощностью 75-80 л.с. использовался один карбюратор с падающим потоком. За этой базовой концепцией последовали варианты с объемом двигателя 1,6 л, а также 1,8 л и 2 л. Последние развивали мощность до 100 л.с., оснащенные двумя плоскими двухтактными газифкаторами производили от 105 до 120 л.с. Модели 2000/2002 tii/520i с механическим впрыском достигали 130 л.с. Представленная  в 1973 году модель 2002 с турбокомпрессором имела мощность 170 л.с.

В 1981 году для BMW Е28 была представлена модель с 1766 см двигателем  и впрыском впускного коллектора K-Jetronic.

В конце 1980-х  BMW M3 (модельный ряд Е30), BMW S14 был расширен до 2,3, а затем и до 2,5 литров и мощностью  более 200 л.с. S14 основана на модифицированном блоке двигателя М10 и укороченной головке цилиндров 6-цилиндрового BMW M88* (использовался также в BMW M1). У него также имелись дроссельные заслонки, но не механические, а электронные.

Гоночные двигатели серии BMW M10

В то время как BMW использовал два клапана в каждом цилиндре на серийных двигателях до 1970-х, в ходе чемпионата Европы по автогонкам применялись шаровые впрыски с одиночными дроссельными заслонками или плоскими задвижками, а также головками цилиндров с четырьмя клапанами. Во время Формулы (где двигатели на базе М10 были чрезвычайно успешны) и чемпионата Германии по гонкам двигатели уже развивали мощность до 300 л.с. В это время Schnitzer Motorsport разработал головку цилиндров с четырьмя клапанами для BMW M10, все остальные четырехклапанные двигатели были поставлены с завода. Они были предназначены для использования в туристических и раллийных автомобилях типа BMW 02.

Формула 2

В 1966 году новый гоночный двигатель BMW М10 был разработан с четрыехклапанной головкой цилиндров, придуманный Людвигом Апфелбеком. Созданный на основе серийного двигателя BMW 2000 2-литровый двигатель DОНС 16V оснащен  системой впрыска топлива и плоской задвижкой объем двигателя составлял 1990 см^3 (ход отверстия 89мм 88мм), наибольший крутящий момент 236 Нм при 8000/мин. Максимальная мощность – 191 кВт (260 л.с.) при 8500/мин.

Александр фон Фалькенхауз использовал М10* для своих мировых рекордов с BMW F1 2000 (шасси Brabham BT7) на дистанции более 500 метров и четверть мили. Кроме того, М10* использовался в «Монти» Bergspider (Lola T120).

Теоретические преимущества конструкции головки блока цилиндров заключались в быстрой смене заряда благодаря возможным отверстиям клапанов и термической нечувствительности из-за неприлегающих друг к другу выпускных клапанов. Недостатками этого двигателя, помимо неблагоприятного соотношения хода, диаметра отверстия и канал, а также чрезвычайно сложной системы клапанов, было также увеличения пола поршня, необходимого для достижения уплотнения из-за большого объема камеры сгорания, что привело к увеличению веса поршня. Кроме того, углубления в клапанах головки поршня и цикл зарядки обеспечивали преимущество на низких оборотах. Поэтому в гонке он особых успехов не принес.

Современные четыре клапана Cosworth с более упрощенной камерой сгорания и плоским дном поршня показали, что достичь увеличения мощности не так уж и трудно. В 1986 году под руководством Пола Роше впервые был разработан BMW M12* с диаметрально (поперечно) противоположными впускными и выпускным клапанами. В соответствии с регламентом объем был уменьшен до 1,6 литра, который использовался в Формуле 2 в BMWT102. Для дальнейшего повышения мощности этот двигатель впоследствии был оснащен тремя свечами зажигания на цилиндр и заменена система впрыска топлива. BMW M12/2*, который впервые использовался в сезоне Формулы 2 1970-х, имел известную схему клапанов с одинаковой функцией.

В 1973 году был создан четырехцилиндровый четырехклапанный двигатель BMW М12/6*. После изменений регламента Формулы 2 двигатель достигал до 330 л.с. и служил основой для больших шестицилиндровых гоночных двигателей типа М49*. Однако 2-литровые двигатели в гоночных и раллийных автомобилях BMW 2002 были от Schnitzer Motorsport. В отличие от них, заводские четыре клапана BMW M12/7* имели впускную и выхлопную трубы на «неправильной» стороне ( выхлопная труба находилась слева, а не справа, впускная труба – справа, а не слева). Двигатель BMW М12/7* 1976 года достиг максимального крутящего момента 251 Нм при 7500 об/мин и максимальной мощности 315 л.с. при 9500 об/мин.

Формула 1

24 апреля 1980 года BMW компания объявила о намерение стать поставщиком двигателей для Формулы 1. Конструктор двигателей Пол Роше разработал BMW М12/13*, уменьшенный до 1,5 литров с четырехцилиндровым серийным блоком, который с помощью турбокомпрессора и специального топлива изначально производил 488 кВт (650 л.с.). В ходе дальнейшего развития двигатель начал достигать до 1029 кВт (1400 л.с.)  и таким образом при одинаковом объеме двигателя мог придать 20-кратную мощность базовой модели. В двигателе использовался электронно дополненный механический впрыск топлива.

Настоящей премьерой двигателя BMW M10 было открытие Нельсоном Пике и Риккардо Патрезе сезона в Кьялами 23 января 1982 года. На пятых гоночных соревнованиях нового двигателя 90-го мая 1982 Пике набирает первые очки чемпионата.  Первая победа бразильца была 13 июня 1982 года на Гран-при Канады в Монреале, а также первая поул – позиция 15 августа 1982 года в Цельтвеге.

В сезоне Формулы 1 1983 года BMW с британской командой завоевал первый титул чемпиона мира Формулы 1. С момента первого использования BMW М12/13* прошло 630 дней. Двигатели BMW использовались в Формуле 1 под обозначением Мегатрон еще до запрета турбомоторов в 1989 году.

Photo by the320i.blogspot.com

Алексей Гапеенко

Автор: Алексей Гапеенко

35 лет. Инженер. Фанат немецких авто с 1990 года. В 6 лет впервые сел к маме в новенький Audi 100 и ощутил чувство полёта. С тех пор не испытывал ничего подобного, пока не прокатился на BMW...

По всем вопросам: alexey@gapeenko.ru

Понравилось? Дай свою оценку материалу!

3 баллов
Upvote Downvote

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading…

Cпа-кабриолет BMW 325i

Колин Фюрз и его спа-кабриолет BMW 325i 1989 года

BMW M3 E36

BMW M3 E36