Один из самых узнаваемых элементов автомобилей БМВ — Изгиб Хофмайстера. Часть кузова, характерный его изгиб, который давно является визитной карточкой не только баварских автомобилей, но и его прямых конкурентов, которые просто срисовали этот элемент у BMW.

Изгиб Хофмайстера

Hofmeister-Knick — это элемент внешней отделки кузова для автомобилей марки BMW, используемый с 1961 года. Изгиб Хофмайстера представляет собой определенный изгиб задней стойки кузова вкупе с задней дверью или стеклом. Впервые Изгиб Хофмайстера был использован на автомобиле BMW 3200CS — спортивном купе BMW, выпускавшимся с февраля 1962 по сентябрь 1965 года совместно с кузовным ателье Bertone.

Изгиб Хофмайстера на BMW 3200CS

С тех самых пор, изгиб задних стоек крыши, известный как Изгиб Хофмайстера — это неотъемлемая (если не самая узнаваемая) часть дизайна автомобилей BMW. Впрочем, наиболее узнаваемыми элементами можно назвать скорее знаменитую решетку BMW или ангельские глазки.

Изгиб Хофмайстера получил свое название по имени его автора — Вильгельма Хофмайстера, который возглавлял отдел дизайна BMW с 1959 по 1970 год. Считается, что именно от нарисовал знаменитую черту, приправив ее крупным логотипом компании. Позже логотип уйдёт, а изгиб останется на всех автомобилях за редким исключением. Отсылкой к первому варианту изгиба будет дизайн первого BMW X2 (2017).

Вильгельм Хофмайстер, дизайнер BMW
Вильгельм Хофмайстер, первый слева.

Вильгельм Хофмайстер родился 19 мая 1912 года в Штадтхагене. В 1926 году окончил школу мальчиков, а после — профессиональное училище. С 1938 года Хофмайстер занимается изучением кузовного строительства автомобилей в Государственной вагоностроительной школе в Гамбурге. Параллельно с этим, Вильгельм Хофмайстер поступает на работу в BMW на Айзенахский автомобильный завод (нем. VEB Automobilenwerk Eisenach) сначала в качестве техника, а с октября 1940 года в качестве конструктора в кузовном, серийном и аппаратном производстве.

BMW E21
Изгиб Хофмайстера на BMW E21

Предшественником Хофмайстера в BMW был Питер Шимановский, а его преемником стал Пол Брак. С 1945 по 1948 годы Хофмайстер не работал в BMW, а был занят в серийном производстве жилых домов легкой конструкции в Штадтхагене. 1949 году Вильгельм Хофмайстер вернулся на завод в качестве конструктора кузовов в отделе развития кузовного строительства. Самого Хофмайстера называют больше инженером, нежели дизайнером или стилистом. Человек-легенда, определивший дизайн автомобилей BMW на более, чем 80 лет вперед, скончался 11 января 1978 года.

Изгиб Хофмайстера на BMW M3 E46 CSL

В сообществе поклонников марки BMW, практически единогласно принято, что именно Вильгельм Хофмайстер стал автором и создателем уникального элемента задней стойки. Кстати, изначально это был не только элемент дизайна кузова, но и практическая «фича», которая должна была дополнить усилием саму стойку и увеличить обзорность внутри салона автомобиля. Тем не менее, существует исторический факт того, что до Хофмайстера, подобное решение уже было использовано на автомобилях марки Kaiser (модели Manhattan и Frazer).

Kaiser Manhattan
Kaiser Manhattan c элементом задней стойки, позже известном как изгиб Хофмайстера

Приём был реализован в 1951 году, а автором стал американский промышленный дизайнер Говард Даррин. Спустя 7 лет, подобный изгиб, похожий на Хоффмайстерский, был реализован на Kaiser Carabella, а после, уже в Европе, на Lancia Flaminia Sport от ателье Zagato. И только в 61-м году мы увидели это решение на BMW. С тех пор считается, что такой элемент кузова может применяться только на автомобилях баварского производителя.

Изгиб Хофмайстера на BMW 3 Gran Turismo
Стилизованный современный изгиб Хофмайстера на BMW 3 Gran Turismo

Но сведений о патентах и правах BMW на эти конструктивные особенности кузова у нет. Значит, использовать элемент можно в дизайне любой машины. Если смотреть на элемент задней стойки кузова свежим взглядом, не взглядом фаната баварцев, то безусловно, такое решение очень элегантно и стильно в любое время. Может быть поэтому, изгиб Хофмайстера можно наблюдать на некоторых Лексусах, Ауди или, ярко-выраженный на VW Passat? Нет также в истории BMW тех лет упоминаний о том, что этот изгиб что-то исключительное. Скорее всего, он стал таковым с годами, когда поколение сменяло поколение, а этот элемент оставался ввиду своей красоты и стиля.

Несомненно, у BMW есть тот самый свой стиль, который, в отличие от других брендов, сохраняется годами. Например, знаменитые ноздри BMW применяются с 30-х годов, ангельские глазки — с 90-х. Этот изгиб — с 60-х. Это традиции шеф-дизайнеров компании, это их заслуга.

Изгиб Хофмайстера на BMW M3 F30
Изгиб Хофмайстера на BMW M3 F30

Одно время в компании утверждали, что форма задней стойки кузова, известная как изгиб Хофмайстера, говорит о принадлежности машины к классу заднеприводных. Тем не менее, позже появились xDrive, «двойка» F45/F46, переднеприводная первая серия… Но этот элемент никуда не делся и по сей день остаётся одной из главных отличительных особенностей всех BMW.


Alpina BMW 2 серии BMW 5 серии BMW 8 серии BMW M (Motorsport) BMW versus… BMW X1 BMW X4 BMW X5 BMW X6 Актуальные модели Ассистенты BMW Видео Выхлопная система Гибриды и электрокары BMW Двигатели Диски и стили дисков BMW КПП Концепты Масло Обзоры BMW 3 серии Руководство покупателя Рулевое управление Самостоятельный ремонт Тормозная система Тюнинг Устройство автомобиля Фары Чип-тюнинг Электрооборудование